Кожа

Художественная обработка кожи — 1) вид декоративно-прикладного искусства, изготовление из кожи различных предметов как бытового, так и декоративно-художественного назначения; 2) отрасль текстильной промышленности, декорирование одежды, обуви, кожгалантерейных изделий.

Художественная обработка кожи восходит еще к каменному веку. Уже тогда появились одежды из шкур, первые утилитарные предметы — ремни, обматывающие древко копья, пояса, сумки.

Существует множество приёмов и технологий обработки кожи. В зависимости от назначения изделия и в соответствии с художественным замыслом, эти приемы используются как по отдельности, так и в сочетаниях.

 Рассмотрим каждый из способов обработки кожи:

1) Тиснение. Различают несколько видов тиснения.

  •  штамповка. Рисунок на коже выдавливается при помощи пресс-форм. При изготовлении художественных изделий также применяют штамповку, но используют наборные штампы и чеканы.
  •  тиснение с наполнением — вырезание из картона (лигнина) или кусочков шоры, элементов будущего рельефа, и подкладывание под слой предварительно увлажненной юфти, которую затем «обжимают» по контуру рельефа. Мелкие детали выдавливают без подкладки за счет толщины самой кожи. При высыхании она твердеет и «запоминает» рельефный декор.
  •  термо-тиснение — выдавливание декора на поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов.

2) перфорация. Перфорация или высечка — один из древнейших приемов. Собственно он сводится к тому, что при помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия расположенные в виде орнамента. Этот прием используют и для создания сложных композиций наподобие витража или арабеска (например, в ювелирных украшениях, настенных панно и т.д.).

3) плетение. Данная техника представляет собой плетение косичек из трех, четырех, шести или двенадцати кожаных шнурков. В сочетании с перфорацией плетение превращается в оплетку края (применяется для отделки одежды, обуви, сумок).

4) пирография. В классическом виде пирография представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов. При помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки. Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовлении сувениров.

5) гравировка. Гравировку (резьбу) применяют при работе с тяжелыми, плотными кожами (шора, чепрак, реже — юфть). На лицевую поверхность размоченной кожи, с помощью резака наносят рисунок. Затем дорожником или штихелем (или любым металлическим предметом продолговатой формы) прорези расширяют и заполняют акриловой краской. При высыхании контурный рисунок сохраняет свою четкость, а линии — толщину. Или вместо дорожника используется пирограф. В этом случае цвет и толщина линий, а также глубина гравировки регулируется изменением степени накала иглы пирографа.

6) аппликация. В зависимости от того, какое изделие декорируется, несколько различаются способы аппликации. Так, при отделке предметов одежды элементы декора выполняют из тонких кож (опоек, шевро, велюр) и пришивают к основе. При создании панно, изготовлении бутылей или сувениров фрагменты аппликации могут быть выполнены из любых видов кож и наклеены на основу. В отличие от интарсии, при аппликации допустимо соединение элементов «внахлест».

7) интарсия. Фрагменты изображения монтируются «стык-в-стык». При работе с текстильной основой используют тонкие пластичные кожи (опоек, шевро, велюр и тонкую юфть), а при работе на доске — тяжелые (шора, чепрак). Для достижения надлежащего качества, по предварительному эскизу выполняют точные лекала всех фрагментов композиции. Затем по этим лекалам, из предварительно окрашенных кож вырезают элементы и наклеивают на основу при помощи костного клея или эмульсии ПВА. Техника интарсии применяется в основном для создания настенных панно, но в сочетании с другими приемами может использоваться при изготовлении бутылей, сувениров, декорировании мебели.



02-2014 Журнал «Девчонки-мальчишки. Школа ремесел»; Обложка из кожи


7-2015 Журнал «Девчонки-мальчишки. Школа ремесел»; Ромашка из кожи


05-2012 Журнал «Девчонки-мальчишки. Школа ремесел»; «Браслет с цветком» из кожи


Журнал «Лабиринты вдохновений. Поделки из кожи»; Ваза из кожи



Журнал «Лабиринты вдохновений. Поделки из кожи»; Браслет «Цветочное настроение»



Журнал «Лабиринты вдохновений. Поделки из кожи»; Брошь «Астра»



Журнал «Лабиринты вдохновений. Поделки из кожи»; Панно «Ягодки



Журнал «Лабиринты вдохновений. Поделки из кожи»; Ежик



Журнал «Лабиринты вдохновений. Поделки из кожи»; Сумочка



Журнал «Лабиринты вдохновений. Поделки из кожи»; Брелок «Овечка»



Журнал «Лабиринты вдохновений. Поделки из кожи»; Кулон «Африка»



Журнал «Лабиринты вдохновений. Поделки из кожи»; Колье «Вальс Бостон»



Журнал «Лабиринты вдохновений. Поделки из кожи»; Чехол для планшета с росписью