Китайское модульное оригами

Бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. Но не только японцы использовали бумагу для складывания — задолго до них это уже делали китайцы. В силу ряда причин, на Западе искусство бумажного складывания стало известно именно в его японском варианте — оригами. Но, тем не менее, есть специфический стиль складывания, за которым закрепилось название «китайское модульное оригами».

Ключевые особенности этой техники: использование довольно простого треугольного модуля, типичный способ соединения модулей, ОЧЕНЬ большое количество модулей. Это искусство обрело популярность в 1993 году, когда в США прибыл корабль «Golden Venture» с нелегальными китайскими иммигрантами. Бедняги попали в тюрьму и, чтобы скоротать время, они собирали бумажные модели — благо бумагу можно достать даже в тюрьме. Процесс над пассажирами «Golden Venture» получил в Штатах широкий общественный резонанс и, благодаря этому, мир узнал об этом способе складывания. В англоязычных источниках китайское модульное оригами так и называют — «Golden Venture Folding». Сначала бытовало мнение, что это абсолютно новая техника складывания, которую изобрели сами заключенные. Но позже выяснилось, что такая техника давно популярна в Китае. Диаграмм для китайского модульного оригами мало — гораздо чаще модели складывают просто по фотографиям или придумывают свои.

Cкладывая оригами, мы постоянно иллюстрируем этим процессом знаменитое высказывание дзен-буддизма: «В мире постоянны только перемены». Оригами — это не скульптура, где от куска материала отнимается все лишнее, чтобы выявить рожденную в голове художника форму. Искусству складывания вовсе не нужны математические знаки, коль скоро оно занимается трансформациями исходной формы, не отнимая и не прибавляя к ней ничего. Более того, в отличие от той же скульптуры, где податливая глина вытерпит любую прихоть ваятеля, оригами позволяет извлекать из квадрата только те формы, существование которых в принципе возможно. Таким образом, каждый раз извлекая из бумажного листа новую фигурку, мы по сути даже не творим, а лишь позволяем проявиться тому, что заранее предсуществовало в Пустоте листа.