Картины на бересте 



Мастер-класс подготовила Наджафова Гюльшен Ингилаб кызы, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ДДТ СП «Станция юных натуралистов», объединение «Природа и фантазия», Пермский край, город Нытва

Мастер-класс проводит Старкова Юлия, ученица 3 класса, объединение «Природа и фантазия»

Береста — наружная часть березы. Из бересты изготавливаются различные предметы быта – лапти, корзины, короба, туеса, шкатулки. В берестяных туесах хлеб хранится долго, а молоко не скисает. Сегодня из бересты делают сувениры, она широко используется при оформлении интерьера, на бересте рисуют картины. Предлагаем и вам попробовать свои силы в рисовании на бересте!

Заготовка и хранение бересты

Бересту добывают только с рубленных или с поваленных деревьев. Заготовить бересту можно в любое время года. Весной и летом береста бывает наиболее прочная и гибкая, зато осенью, когда трава уже пожухла и листва с деревьев опала, хорошо видны поваленные берёзы. Береста легко снимается со стволов диаметром от 20 см и больше. Основной инструмент для заготовки бересты – острый нож и ножницы. На спиленном стволе надо сделать надрез сверху вниз, стараясь не задеть древесину, иначе она будет мешать снятию бересты. Край разреза нужно аккуратно отогнуть и дальше сдирать бересту руками вокруг ствола до другого края того же надреза. Таким образом можно заготовить довольно широкие полосы. Береста для поделок должна быть гладкой, ровной, без дефектов (порезов, трещин); горизонтальные полоски, характерные для березы, не должны быть круглыми. Кора берёзы покрыта чечевичками – поперечными штрихами чёрного или тёмно-коричневого цвета, которые придают бересте неповторимое своеобразие и привлекательность. С функциональной точки зрения, это своеобразные поры, которые заполнены рыхлой тканью и которые, будучи открытыми летом (бытует и такое их название, как «форточки»), обеспечивают газообмен, важный для растения, т. е. берёза через них дышит. С наступлением холодов чечевички заполняются веществом, специально вырабатывающимся деревом, и закрываются, защищая березу от морозов. Отсюда понятно, что береста особенно прочна весной, когда чечевички ещё закупорены. Благодаря чечевичкам, которые бывают крупными и мелкими, короткими и протяженными, на березе складывается своеобразный узор, который отличает её от деревьев других пород. Кроме того, они усиливают декоративное звучание изделия.

Для хранения заготовленную бересту обязательно надо сложить стопкой под пресс, предварительно высушив 2-3 недели в нежарком месте (тогда береста не будет коробиться). Необходимо проследить за тем, чтобы между пластами оставалось некоторое расстояние для просушки. Если же береста слишком пересохнет и станет ломаться, то её можно смочить водой и ещё раз слегка подсушить. Хранят бересту в тёмных, сухих и проветриваемых помещениях (чердак, подвал, сарай, кладовка). Сложенная пластами береста может храниться годами. Хранящаяся в сырых помещениях береста покрывается плесенью, отчего на ней появляются пятна. При длительном хранении бересты на свету она изменяет цвет, становится светлой. 

 

Роспись

Распиная береста — один из самых самобытных видов народного искусства. В разных областях России бытовали свои, особые приемы росписи берестяных изделий. Для росписи обычно используют темперу или гуашь, а для закрепления росписи — масляные лаки. Сегодня чаще всего расписываются берестяные туески и посуда. Традиционно в росписи используют красный, жёлтый, реже зелёный, коричневый, голубой или синий цвета. Форма и назначение окрашиваемого изделия определяют композицию росписи. В основном в росписи используют растительные мотивы — цветы и листья. Так же как и в росписи по дереву, здесь применяется небольшое количество красок. Главную роль играет цвет фона, от которого и зависит яркость росписи.

Перед тем, как расписывать поверхность берестяного изделия, место под роспись необходимо загрунтовать. Грунтовку готовят из смеси мела со столярным клеем и доводят до состояния густой сметаны. Грунт наносят тонким слоем на наружную поверхность, тщательно разглаживая его в углублениях. Для этого используют небольшой шпатель. Затем берестяное изделие сушат при комнатной температуре в течение 6-8 часов, после чего зачищают мелкой шкуркой, чтобы поверхность была ровной. Затем следует окраска белилами, сначала жидкими, потом более густыми, и сушка, после чего берестяное изделие расписывается и лакируется. Лакируют бересту дважды, просушивая каждый слой в течение суток.

На бересте также можно рисовать темперными красками, а также гелевой ручкой, тушью или гуашью.

 

Нам понадобятся:

береста;

рамки;

лишайники;

клей «Момент»;

чёрная гелевая ручка;

белая гуашь;

тонкаякисточка.

Подготовка бересты к росписи



Прежде чем начать рисовать на бересте, при помощи канцелярского ножа снимаем верхний тонкий, частично отслоившийся слой коры, и отслаиваем нижний слой, убирая грубые наросты бересты, чтобы она выпрямилась. Эту часть работы лучше выполнить взрослому. 



Внимательно приглядываемся к бересте, к её наростам: может быть, они что-то  напоминают. Можно дать волю своему воображению и пофантазировать, на что могут быть похожи наросты (облака, горы, деревья, кусты, снежные сугробы…). Основными сюжетами таких картин являются пейзажи, церкви, деревья, дома, ручьи и поля. А времена года, которые изображают на таких картинах чаще всего — зима либо ранняя весна, когда снег ещё не сошёл. Потому, что краски лета и осени не гармонируют с белизной бересты. Продумываем композицию и делаем предварительные эскизы на листе бумаги, что значительно облегчит дальнейшую работу. Так как это триптих «Времена года», мы готовим три эскиза. 



С помощью чёрной гелевой ручки переносим на три кусочка бересты рисунки. Для летнего пейзажа определяем линию горизонта. Для изображения воды риски (штрихи на бересте) располагаем горизонтально. Чтобы подчеркнуть, что это вода, рисуем лодочку. Тонкой кисточкой набираем белую гуашь и рисуем лёгкие облака и их отражения в воде. 




Для изображения осени берём бересту с большим наростом, напоминающим скалу. На скале рисуем осенние деревья с опадающей листвой. Так как осенью погода пасмурная,
белой гуашью рисуем сероватые размытые облака.




Третья картина — это зимний пейзаж. Наросты бересты могут превратиться в домик, холм, лес на дальнем плане. Прорабатываем передний план, вводим детали: кустик, небольшую веточку, дерево и т.п. Белыми штрихами изображаем сугробы, деревья, кустарники. Для более выразительного восприятия подчеркиваем тень и глубину чёрной гелевой ручкой. Чёрные наросты на бересте лучше забелить гуашью. Рисуем белые облака.



Картины готовы, остаётся только приклеить их на основу и положить под пресс на 24 часа. Затем можно приклеить на передний план лишайник для придания объёма,
а также оформить триптих в рамки.