Сувенир из бересты


Мастер-класс подготовила Данилова Марина Николаевна,
педагог дополнительного образования ДТДМ «Истоки» г. Сергиев Посад Московской обл.

Нам понадобятся:
кора сосны, лиственницы;
мясорубка;
клей «ПВА»;
кисть для клея;
плотный картон;
береста;
бусинки;
ножницы. 



Сбор коры лиственницы или сосны производят с поваленных деревьев. Лиственница даёт более насыщенный цвет – вишнёвый, сосна – коричневый.
Кору подсушиваем и ломаем на мелкие кусочки, закидываем в мясорубку и перемалываем в мелкий порошок. 




Из картона вырезаем круг, широкой кистью тонким слоем наносим на него клей «ПВА» и посыпаем крошкой коры круговыми движениями в разные стороны. 



Через 5-6 часов стряхиваем лишнюю кору. Основа для составления композиции готова!




Для нашей работы лучше использовать бересту с деревьев, которые пролежали 1-2 года на улице. Это придаёт березовой коре разные оттенки. Для композиции берём бересту двух оттенков: светлую и тёмную. Расщепление делаем так, чтобы береста делилась на две равные части. Одна часть плотная, но гибкая, вторая – тонкая, похожая на лист бумаги. Первая часть используется для изготовления лепестков цветов.

Для изготовления цветов необходимо взять плотную часть бересты, нарезать из неё полоски. Размер полосок зависит от размера цветка и лепестков на нём. Направление рисунка на бересте должно идти вдоль полотна. Нарезаем полоски прямоугольниками. Надо стараться, чтобы они были одинаковыми. Из прямоугольников вырезаем форму лепестка. Для придания цветку объема лепестки можно загнуть.

Острый край лепестков окунаем в клей «ПВА» и приклеиваем к центру маленького бумажного квадратика так, чтобы получился цветок. В серединку приклеиваем бусинку.

Для изготовления травинок нужна тонкая береста. Отрезаем полоску бересты. Отрезаем два угла, чтоб получился полумесяц. По внешнему краю делаем длинные произвольные надрезы. Так же произвольно нарезаются отдельные травинки. 




Особенности составления композиции.
Прежде, чем приступить к работе, выполняем эскиз будущего панно, на котором намечаем расположение деталей. В природе очень редко бывает состояние абсолютного покоя, поэтому очень важно ввести в панно ощущение движения. Наклоны длинных листьев и стеблей, повороты цветов создают определённый ритм, который может быть подчёркнут ассиметричным расположением отдельных элементов композиции. Все элементы – цветы, травинки, листья, стебли – должны гармонично сочетаться между собой. При наклеивании не нужно намазывать клеем всю их поверхность, достаточно нанести полоску клея, чтобы элемент прочно держался. В композицию кроме бересты можно добавить другой природный материал, сухоцветы. 


Примеры более сложных работ.